Просмотров: 193

                                                                                           

    Сегодня, 15 февраля, ветеран Великой Отечественной войны, Почётный гражданин Республики Калмыкия, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации Тимофей Яковлевич КУТЫГИН отмечает 100 –летний юбилей.

Участника Сталинградского сражения и боёв на Орловско-Курской дуге, много лет посвятившего восстановлению, укреплению и развитию экономики Калмыкии, активного участника общественной жизни и ветеранского движения республики поздравил руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе, Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.                                            

В поздравительной телеграмме лидера народно-патриотических сил России Г.А. Зюганова говорится:

«Дорогой Тимофей Яковлевич!

Искренне и сердечно поздравляю Вас со славным юбилеем!

Вы немало повидали на своём веку, Вы – ровесник нашей великой Родины, Союза Советских Социалистических Республик.

С оружием в руках Вы защищали Родину, прошли славный боевой путь от Дона до Сталинграда и от Курска до Берлина. Боевыми ранами и боевыми наградами отмечены огненные вёрсты этого пути.

А после Победы Вы восстанавливали разорённую войной страну, работая на важнейших направлениях – на железнодорожном транспорте, в сельскохозяйственном производстве. Вы не только брались за самое трудное дело – Вы вели за собой людей, организовывали, руководили, вдохновляли на трудовые подвиги.

Низкий поклон Вам за всё, сделанное для Партии и для нашей великой Родины – и пожелания крепкого здоровья, долголетия, благополучия, уюта и тепла Вашему дому, радости и любви Ваших близких!

 С глубочайшим уважением

Руководитель фракции КПРФ  в Государственной Думе РФ,

Председатель ЦК КПРФ  

Г.А. Зюганов».

      Со словами глубочайшего уважения к Почетному гражданину Республики Калмыкия, легендарному ветерану-фронтовику обратился первый секретарь Комитета КРО КПРФ, заместитель Председателя Народного Хурала (Парламента) РК Николай Нуров, поздравивший Тимофея Яковлевича с юбилеем от имени коммунистов Калмыкии, республиканского комитета партии.

«Дорогой Тимофей Яковлевич!

От лица всех коммунистов Калмыкии сердечно поздравляю Вас с юбилеем и выражаю искреннюю признательность за Ваш большой вклад в развитие нашей страны, республики, за верность коммунистическим идеалам!

Низкий поклон Вам за то, что выстояли в страшной войне и восстановили страну из разрухи, за неутомимый труд во благо народа.

Для всех жителей республики, и особенно для молодого поколения Вы являетесь высочайшим примером мужества, чести и отваги, любви к Отечеству, неувядаемого оптимизма и жизненной стойкости.

Желаем Вам здоровья, крепости духа, преодоления всех невзгод, добра и благополучия!»

      На протяжении десятков лет Тимофей Яковлевич поддерживает тесную связь с рескомом партии, элистинскими коммунистами. Представители КПРФ постоянно встречаются с земляком-ветераном, поздравляют в праздники. Как неоднократно признавался Тимофей Яковлевич, коммунистов он всегда ждет в гости с большим нетерпением.

      Нынче, к сожалению, встретиться с Т.Я. Кутыгиным не удалось из-за ограничений в связи с эпидемиологической ситуацией. Поздравляя нашего дорогого ветерана с Днем рождения, с его большим юбилеем, мы выражаем твердую уверенность в том, что наши новые встречи с Тимофеем Яковлевичем – впереди.

   Сегодня мы предлагаем вниманию общественности республики интервью, которое Тимофей Яковлевич дал корреспонденту «Коммуниста Калмыкии» пять лет назад, в феврале 2017 года.

     Тимофей КУТЫГИН: ДУМКА ОДНА – НАДО ПОБЕДИТЬ!

     Ветерану Великой Отечественной войны, Почётному гражданину Республики Калмыкия, заслуженному работнику сельского хозяйства Российской Федерации Тимофею КУТЫГИНУ исполнилось 95 лет. О нём, участнике Сталинградского сражения и боёв на Орловско-Курской дуге, занимавшем в 60-е – 90-е годы ответственные посты в партийных и государственных органах власти РК, десятки лет посвятившем общественной жизни и развитию ветеранского движения, написано немало. Есть книги, очерки биографии в региональных и центральных СМИ, публикации на тематических Интернет-порталах.

    Тимофей Яковлевич Кутыгин награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны I и II степени, двумя медалями «За отвагу» и другими многочисленными знаками отличия. Сегодня, несмотря на преклонный возраст, ветеран-коммунист по-прежнему в строю. Делится воспоминаниями с молодёжью, бывает в школах, даёт интервью. Мы встретились с юбиляром накануне его дня рождения.

 - Вы очень интересный рассказчик, Тимофей Яковлевич, все ваши публикации читаются на одном дыхании. О довоенной юности, фронтовых путях-дорогах, ярких страницах военной биографии, о возрождении республики, встречах с возвратившимися из ссылки друзьями-калмыками, об участии по заданию Басана Городовикова в создании Ики-Бурульского района...

- Именно так и было, ничего не сочинял и не придумывал. Родился на Чёрных землях, где в начале прошлого века батрачил отец. Потом, при Советской власти, родители вступили в колхоз им. С.Кирова  Улан-Хольского улуса, ставший миллионером. Нас, детей, у них было восемь человек. Я – старший, работал и помогал своей семье с 14 лет.

В начале 1942 года добровольцем ушёл на войну. Заявление подавал раньше, но как тракториста-механизатора долго не отпускали. Сразу после демобилизации, в январе 1947 года, вернулся на свою малую родину, в Цекерту. Если подробно пересказывать – не хватит дня. На встречах с молодёжью и старшеклассниками я жду, когда зададут вопросы. Люблю, когда складывается живой разговор.

Наши дети грамотные, начитанные. Много знают. Вот завтра иду в десятую школу… Если вопросов нет, значит, плохо рассказывал.

 - О чём Вас спрашивают чаще всего?

 - Где воевал, в каких сражениях участвовал, о ранениях, наградах. Часто задают вопрос: «Страшно было или нет? Боялись?» Конечно, боялся, - говорю. Нет таких людей, которые не боялись. Как писала фронтовичка Юлия Друнина, «кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Когда через 20 минут наступление, надо идти в атаку, каждый думает: буду жив, или нет? Одни курят, другие пишут письма. А когда бой начался, забывается всё, остаётся одна думка - надо победить!

- Первой медалью «За отвагу» Вы были награждены в июле 1943 года на Курской дуге. И тогда же, за день до начала сражения, подали заявление в партию…

- Наша дивизия находилась в то время на переформировании. Правда, тыл был всего в сорока километрах от фронта. Самолёты долетали до нас и бомбили. А 4 июля подняли по тревоге и срочно приказали выдвигаться. Уже знали, что завтра немцы пойдут в наступление. Тогда разведка очень хорошо работала. Нас, артиллеристов, заранее проинформировали о «секретной» немецкой технике – танках «Тигр», «Пантера», самоходках «Фердинанд», которыми нас хотели задавить на Курской дуге. А мы уже знали, где у них непробиваемая броня, где уязвимые места, куда прицельно стрелять.

По дороге на передовую провели партийное собрание. Я написал заявление: «Хочу пойти в бой коммунистом…». В тот день меня приняли кандидатом в члены ВКП (б), а через два месяца - в партию. Спустя месяц – я тогда был командиром орудия - назначили парторгом батареи. В то время как раз упразднили институт комиссаров – в ротах, батареях и т. д. ликвидировали должности заместителей командиров по политчасти. Их заменили парторги.

    Интересно, что когда я уже воевал, вступал в партию, недалеко от места моего боевого партийного крещения родился Геннадий Зюганов. Мой стаж в партии – 74 года, почти столько же лет Председателю КПРФ. Большая он умница! Каждое его выступление я слушаю и читаю с огромным интересом – по несколько раз. Какой он анализ хороший делает – о состоянии в стране, в партии, правильно ставит задачи!..

   - В 1943 году, как и Вы, в ВКП (б) вступил и поэт-фронтовик Александр Межиров, написавший знаменитое «Коммунисты, вперёд!» Коммунистам, действительно, давали самые ответственные задания?

   - Что действительно было на войне, так это массовый героизм. А коммунисты, как и комсомольцы, были на всех участках. В самые тяжелые первые годы войны, например, когда приходилось отступать, в группы прикрытия оставляли самых стойких бойцов. Чтобы насмерть стояли 2 – 3 часа, пока соединение отступит и закрепится на новом рубеже. У некоторых стаж пребывания в ВКП (б) был всего несколько часов – от подачи заявления «Прошу считать меня коммунистом» до смерти в бою. Партбилеты погибших сдавали в политотдел дивизии.

     - А какие вопросы обсуждались на партсобраниях?

     - Разные. Однажды и меня разбирали, когда немцы украли мою сумку. В Латвии или Литве, точно не помню, несколько дней непрерывно шли бои за одну школу. Здание было большое, в 4 этажа. Переходило из рук в руки. Мне дают команду: выехать и расстрелять два закопанных в землю немецких танка, которые не пропускают пехоту. Это сумасшедший приказ, потому что пока подвезёшь на лошадях орудие – тебя вперёд расстреляют. Танк бронированный, да ещё закопанный в землю. Но приказ есть приказ. Два орудия взяли и поехали. Только в лес углубились – противник в контратаку пошёл. Всё трещит кругом, взрывается, брёвна летят. Одного ездового убило, другого ранило. И уже немцы близко бегут, можем в плен попасть. Подались опять к школе, а там танки наши тоже отступают…

     И вот дня три - четыре шла такая ерунда, пока мы не отбили эту школу. И мы, и немцы были измотаны вконец. Ночью заняли оборону, окопались. Тихо стало так, что шёпот за метры слышен. Я поспал час – два и пошёл проверять своё орудие. Должность парторга обязывала быть начеку. Перемолвился с засыпавшими на ходу часовыми, потом подошёл к командиру батареи, он в окопчике недалеко отдыхал. «Что-то подозрительная тишина,- говорю, - как бы буря опять не началась».

     19 ноября это было, как раз в день артиллерии. Только сказал – люди появляются со стороны леса. Каски блестят. А кто идет – не видно. «Стой, кто идет?» - окликаю тихонько. В ответ звук какой-то издали, остановились. Тут я взвёл затвор автомата и уже во весь голос как крикну: «Стой, стреляю!». Передние немцы попадали в траву, а сзади ещё много идут. Оказывается, у них новое подразделение заступило, подвезли с вечера на бронетранспортерах. Вот они и не знали, кто где находится, сунулись в темноте к нам.

    Я всю катушку автомата спустил, до последнего патрона. Наши сонные выскакивают из ровиков, а немцы уже на батарее. Обычно на войне спишь с оружием в руках, а сумку парторга я клал под голову. Там список коммунистов, план работы, протоколы партсобраний… Сумка осталась метрах в 6 -7 от меня, а уже туда не пройдёшь. Немцы её забрали, а меня таскали потом за это по партийной части и в политотдел. Собрание устроили, секреты, говорят, врагу выдаёшь. Я говорю: какие секреты? Там все решения - бей фашистов! Пусть читают! В общем, выдали мне новую сумку.

    - Ваши дни рождения отмечает в республике вся общественность. А на фронте именинников как-то отличали?

    - Да я и точной даты своего рождения не знаю. В детстве никому из нас именины не праздновали, не до того было. Это сейчас правнук за несколько дней заявляет: «Что ты мне подаришь на мой день рождения?». …Когда вернулся с фронта, приехал в Лагань паспорт получать. Из армии документы на меня пришли: Кутыгин, 1922 года рождения, служил, ушёл в запас. Начальник милиции женщину вызывает: «Выпиши бессрочный паспорт». «Какой месяц рождения?», - спрашивает она меня. Говорю: «Февраль, а число не знаю». «Давайте наполовину запишем, 15-го!». «Ну, хорошо!». Тогда многим так дату рождения записывали – брали середину месяца. У Басана Бадьминовича Городовикова – 15 ноября, у Ильи Евгеньевича Намсинова – 15 июня…

    В ожидании документа вышел прогуляться. И тут меня осенило: надо было 23 февраля записать, чтобы день рождения совпадал с Днём Советской Армии! Пошел назад, а паспортистка говорит: «Опоздали, уже выписала!»

      Меня демобилизовали спустя три года после окончания войны. Сначала везли на Японскую войну, но потом из Актюбинска, где мы долго стояли, повезли назад, в Оренбург, в Тоцкие лагеря. Территория огромная, гражданского населения не было, только полигон. Там и дослужил. Наша дивизия как раз попала под испытание атомной бомбы. У нас взрывали, и в Семипалатинске.

     Отслуживших солдат «купцы» зазывали во все концы страны: обещали жильё, хорошую работу, заработки. Везде нужны были мужские руки. У меня была думка поехать в Латвию: мягкий морской климат, красивая природа, ухоженные города и посёлки. Дожди идут, трава стоит выше колена и не выгорает. Потом подумал, подумал и поехал домой, в Калмыкию. Знал, что ждёт в Цекерте: комары, жара, песок. А всё-таки сильно тянуло в родные края. Сейчас думаю: хорошо, что в Прибалтику не поехал, а то стал бы на старости лет «оккупантом»!

   Вернулся на свою малую родину, а тут - полное запустение: ни людей, ни скота, голая степь. Я не знал, что калмыков нету. Отец у меня был малограмотный, но письма писал длинные. Только читать в них было почти нечего: цензура всё вычёркивала. Калмыки, которые служили в нашей части, тоже никаких тревожных вестей из дома не получали. Какая работа была у цензуры! Все письма перечитать и «отредактировать» так, чтобы никто ничего не узнал.

     В Цекерте, куда я добрался с односельчанином Сашей Дудкиным на его мотоцикле, работы никакой не было, только железная дорога. Туда меня и направили в райкоме партии, хотя железнодорожником я никогда не был, положили оклад. Из-за всех этих перипетий женился поздно, в 1960 году.

    После демобилизации надо было помогать родителям: отец уже сильно болел, мать была старенькой. Супруга – Валентина Хрисанфовна. Имя у её отца было такое старинное – Хрисанф. У нас трое детей: две дочки и сын. Дочери живут в Элисте, а сын работает в органах в Волгодонске. Пять внуков, семь правнуков.

    - В июле 1944 года Вы были представлены командованием 810 артполка к званию Герой Советского Союза. За исключительное мужество и отвагу, проявленные в боях под г. Демидов, при прорыве обороны противника северо-западнее Витебска, за то, что первым со своим орудием форсировали Западную Двину. На вашем счету было к тому времени 3 подбитых танка, более двух десятков уничтоженных станковых пулемётов, 28 ручных пулемётов, 8 миномётов, 5 орудий, до двух рот противника. В результате Вас наградили орденом Красного Знамени. О восстановлении справедливости ходатайствовали ветеранские организации РК, общественность. В республике Вас по праву считают Героем, хотя официально звание так и не присвоено…

- Главное – живой вернулся с войны, хотя и был дважды ранен, контужен. Прожил долгую жизнь на своей родине, среди своих близких и родных. Окружён заботой, вниманием. О чём можно сожалеть, о каком счастье мечтать!

    Надежда КУМЕНОВА

    Фото автора